Основные показатели деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций в 2019 году

Развитие системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения является важной составной частью государственной социальной политики Республики Беларусь.
На протяжении последних лет и в 2019 году обеспечена стабильная работа санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики. Их среднегодовая заполняемость составляет около 80 процентов. Впервые за 10 лет средняя заполняемость санаторно-оздоровительного комплекса республики составила 84 процента.
Центр координирует деятельность по развитию сети санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
В настоящее время в республике функционируют 303 санаторно-курортные и оздоровительные организации на 65 тыс. мест, из них: 105 санаторно-курортных на 28 тыс. мест и 198 оздоровительных на 37 тыс. мест.
Имеющийся коечный фонд позволяет ежегодно обеспечивать санаторно-курортным лечением и оздоровлением около 1 млн. 300 тыс. человек.
В 2019 году в республике прошли санаторно-курортное лечение и оздоровление 1 млн. 389 тыс. человек, из них: за счет государственных средств –794 тыс. человек; за счет средств юридических и физических лиц –595 тыс. человек.
На эти цели было использовано более 666 млн. рублей, из них: 206 млн. рублей государственных средств; 460 млн. рублей средств юридических и физических лиц.
Приоритетным направлением работы Центра является обеспечение санаторно-курортного лечения и оздоровления детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Обеспечение интересов детей является одним из условий устойчивого развития и будущего Беларуси. Ежегодно около 80 процентов от общей суммы выделенных Центру средств направляется на реализацию льгот по санаторно-курортному лечению и оздоровлению детей. В результате около 50 процентов детского населения республики в возрасте от 3 до 18 лет обеспечивается бесплатными и удешевлёнными путёвками.
В 2019 году за счет государственных средств санаторно-курортным лечением и оздоровлением были обеспечены около 719 тыс. детей, что на 11 тыс. детей больше, чем в 2018 году.
 
 Важнейшее место в государственной социальной политике отводится проблемам здоровья населения, пострадавшего от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Всего в 2019 году на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС из средств республиканского бюджета было выделено 91,5 млн. рублей.
Особое внимание Правительством и Центром уделяется организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, проживающих и обучающихся на загрязненных радионуклидами территориях республики.
Предоставление этой категории детей ежегодного бесплатного санаторно-курортного лечения и оздоровления – одна из наиболее значимых и действенных мер по снижению негативного влияния последствий Чернобыльской катастрофы на их здоровье: в 2019 году прошли лечение и оздоровление более 87 тыс. таких детей. 
Следует отметить, что начиная с 2002 года, Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Центром за счёт средств бюджета Союзного государства реализуются мероприятия по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Благодаря сотрудничеству с Союзным государством дети, проживающие и обучающиеся на загрязненных радионуклидами территориях, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и оздоровлением в здравницах Беларуси и России.
За период с 2003 по 2019 год за счет средств бюджета Союзного государства обеспечены санаторно-курортным лечением и оздоровлением более 6 тыс. 700 белорусских детей, проживающих на загрязненных территориях.
В целях профилактики заболеваемости детского населения республики большое внимание уделяется оздоровлению детей в лагерях различных типов. Потребность в летнем оздоровлении всех нуждающихся и желающих отдохнуть детей удовлетворяется Центром в полном объёме.
Эффективное и рациональное использование выделенного финансирования позволили в 2019 году увеличить по сравнению с 2018 годом численность обеспеченных летним оздоровлением детей республики почти на 11 тысяч человек.
Всего летом 2019 года было оздоровлено 392 тыс. детей, что составило 101 процент от плана. Охват детей летним оздоровлением составил – 41,5 процента (в 2018 году – 38,8 процента).
В период летней оздоровительной кампании по-прежнему в центре внимания находились дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: оздоровлено 4,6 тыс. детей-инвалидов и 12,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Охват оздоровлением этой категории детей не снижается из года в год.
Летом 2019 года было обеспечено круглосуточное медицинское сопровождение пребывавших на оздоровлении в лагерях детей-инвалидов, включая консультации узких специалистов и оказание им всех необходимых медицинских услуг.
Выполнено поручение Правительства по обеспечению максимального охвата всеми формами оздоровления и занятости детей, находящихся в социально-опасном положении, в том числе – состоящих на профилактическом учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних: охвачено 98 процентов таких детей.
Летом 2019 года функционировало 6 431 оздоровительных лагерей, из них: 1 857 – с круглосуточным пребыванием и 4 574 – с дневным.
Решение задач по сохранению материально-технической базы лагерей находится на постоянном контроле Президента, Правительства и Центра.
В 2019 году должное внимание было уделено укреплению материально-технической базы лагерей. На подготовку лагерей к летней оздоровительной кампании направлялись консолидированные средства собственников, местных бюджетов, государственного социального страхования, профсоюзов и средства, заработанные на республиканском субботнике – всего было использовано около 18 млн. рублей.
Эффективное взаимодействие Центра со всеми заинтересованными позволило остановить негативную тенденцию массового закрытия стационарных оздоровительных лагерей: в 2019 году функционировало 143 оздоровительных лагеря.
Социальная поддержка ветеранов войны также одна из приоритетных задач государственной социальной политики. Это определяется их особым социальным статусом, заслугами перед Отечеством, неоценимым вкладом в развитие нравственных ценностей, народных и семейных традиций, преемственности поколений.
Все обратившиеся в Центр имеющие медицинские показания инвалиды и участники Великой Отечественной войны из года в год обеспечиваются путёвками в санатории с учётом их пожеланий: в 2019 году санаторно-курортным лечением были обеспечены 325 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 27 из них – за счет средств бюджета Союзного государства.
Учитывая ограниченные физические возможности инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, неработающих инвалидов I-II группы, требуется обеспечение особого подхода к организации их лечения и соответствующего материально-технического оснащения здравниц.
Следует отметить, что работа по созданию условий безбарьерной среды здравницами ведётся недостаточно активно.
Хотя в соответствии с Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы в здравницах республики должны быть созданы места для инвалидов и других категорий физически-ослабленных лиц, в количестве не менее 5 % от общей коечной мощности.
В 2019 году было создано только 32 таких мест, при этом общее количество мест для инвалидов и других категорий физически-ослабленных лиц в здравницах республики составляет 484, или около 1 процента от коечной мощности здравниц.
Обеспечение конкурентоспособности системы санаторно-курортного лечения и оздоровления республики и одновременной доступности её услуг для широких слоёв населения невозможно без проведения постоянной планомерной работы по укреплению материально-технической базы здравниц.
Инфраструктура санаторно-курортных и оздоровительных организаций постоянно является объектом инвестиционной деятельности: в 2019 году на укрепление их материально-технической базы было использовано 78 млн. рублей, в том числе более 60 млн. рублей средств собственников.
Сегодня необходимо отметить санаторно-курортные организации, которыми в 2019 году использованы наибольшие объемы финансовых средств на укрепление и развитие материально-технической базы:
санаторием «Березка» открытого акционерного общества «Беларуськалий» освоено 12,5 млн. рублей (на реконструкцию спального корпуса мощностью 109 мест);
санаторием «Юность» Управления делами Президента Республики Беларусь освоено 4,3 млн. рублей (на проведение ремонтов, приобретение технологического и медицинского оборудования);
санаторием «Сосновый бор» открытого акционерного общества «Белагроздравница» освоено 3,3 млн. рублей (на строительство СПА-комплекса, проведение ремонтов, приобретение технологического и медицинского оборудования);
санаторием «Поречье» открытого акционерного общества «Белагроздравница» освоено 2,7 млн. рублей (на строительство танцевального зала, проведение ремонтов, приобретение технологического и медицинского оборудования);
санаторием «Приозерный» Управления делами Президента Республики Беларусь освоено 2 млн. рублей (на проведение ремонтов, приобретение технологического и медицинского оборудования);
санаторием «Приднепровский» освоено 1,9 млн. рублей (проведение ремонтов и приобретение автобуса).
Благодаря развитию и совершенствованию материально-технической базы здравниц, внедрению новых технологий курортной терапии, совершенствованию сервиса, а также повышению эффективности использования природных лечебных факторов в 2019 году отмечается значительное увеличение показателей деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики по сравнению с 2018 годом.
Так, по итогам 2019 года выручка от реализации услуг юридическим и физическим лицам увеличилась на 10,7 процента и составила 460 млн. 100 тыс. рублей. Численность лиц, оздоровленных за счёт собственных средств, увеличилась на 16 тыс. 700 человек и составила 594 тыс. 800 человек.
Обеспечено увеличение доходов от экспорта услуг. В 2019 году выручка от реализации услуг иностранным гражданам здравницами республики увеличилась по сравнению с 2018 годом на 11,5 процента и составила более 215 млн. 600 тыс. рублей. Численность оздоровленных граждан стран ближнего и дальнего зарубежья увеличилась на 10 тыс. 700 человек и впервые достигла 242 тыс. 800 человек. Такого количества гостей из-за рубежа в наших здравницах прежде не было.
Благодаря повышению качества и расширению перечня оказываемых услуг, внедрению новых форм обслуживания, оптимальному уровню цен в 2019 году здравницами республики было реализовано дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки на сумму 115 млн. 900 тыс. рублей, что на 10 процентов больше, чем в 2018 году. В том числе выручка от реализации дополнительных платных медицинских услуг выросла на 11 процентов и составила 45 млн. 200 тыс. рублей.
Санаторно-оздоровительным комплексом проделана значительная работа по наращиванию объёмов экспорта дополнительных платных услуг.
Общая выручка от экспорта дополнительных платных услуг по сравнению с 2018 годом увеличилась на 18 процентов и составила 36 млн. 100 тыс. рублей.
Более 31 процента дополнительных платных услуг были реализованы иностранным гражданам (около 69 процентов – гражданам Республики Беларусь).
Цены на услуги санаторно-курортных и оздоровительных организаций (за исключением цен на путевки в оздоровительные лагеря) государством не регулируются, а самостоятельно формируются здравницами с учетом конъюнктуры рынка, воздействия спроса и предложения, комфортности условий проживания, фактических затрат на оказание услуг и уровня рентабельности организаций.
Средняя стоимость 1 койко-дня пребывания по путевкам, самостоятельно реализуемым здравницами юридическим и физическим лицам, с размещением в двухместном однокомнатном номере, в 2019 году составила 57 рублей 60 копеек. Центром и санаторно-курортными организациями была выполнена поставленная Правительством задача и в 2019 году не допущен необоснованный прирост цен на оказываемые санаторно-оздоровительные услуги.
Ведётся постоянная планомерная работа по совершенствованию нормативного правового обеспечения деятельности системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения. Правовое регулирование соответствующих вопросов позволяет обеспечить конкурентоспособность, доступность, качество и эффективность предоставляемых здравницами услуг.
В течение 2019 года Центром было разработано и согласовано 57 проектов нормативных правовых актов. В 2020 году работа по совершенствованию нормативного правового обеспечения санаторно-курортного лечения и оздоровления населения будет продолжена в плановом порядке.
Несмотря на общие положительные тенденции в развитии системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, имеются некоторые вопросы и задачи, которые необходимо решить в 2020 году.
Не все здравницы в 2019 году достигли 15-ти процентного роста объёмов экспорта услуг к 2018 году. При этом Центром были обеспечены все необходимые условия для достижения доведённых Правительством показателей.
В 2020 году собственникам и руководителям здравниц следует предпринять исчерпывающие меры по обеспечению роста доходов от экспорта. Особенно – за счёт рационального использования возможностей, возникших в связи с совершенствованием визового режима.
Расширение присутствия наших здравниц на иностранных рынках рекреационных услуг требует повышения эффективности работы маркетинговых служб, формирования гибкой системы ценообразования, постоянного участия в выставочных мероприятиях, создания многоязычных интернет-ресурсов с исчерпывающей информацией о возможностях санаторно-оздоровительного комплекса республики.
Должное внимание следует уделить созданию универсальной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. Наличие этих условий – необходимость для соответствия материально-технической базы наших здравниц европейским стандартам размещения.
Финансовые показатели государственной программы по созданию условий безбарьерной среды в целом выполняются. Но не каждая санаторно-курортная или оздоровительная организация республики может принять и в полном объёме предоставить оказываемые услуги лицу с ограниченными физическими возможностями.
Санаторно-оздоровительному комплексу республики следует активизировать работу по приведению материально-технической базы в соответствие с требованиями универсальной среды. В каждой санаторно-курортной организаций к 2021 году должно быть не менее 4 мест для лиц с ограниченными физическими возможностями, в каждой оздоровительной – не менее 2 таких мест.
Оценка доступности здравниц для маломобильных групп населения и другие вопросы работы санаторно-курортных и оздоровительных организаций будут учтены при разработке новой редакции критериев государственной аттестации.
В 2020 году будут внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2006 г. № 1450
 «О государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций». При проведении государственной аттестации Республиканская комиссия будет подтверждать не только статус и категорию санаторно-курортной организации, но и её медицинские профили.
Каждая здравница должна придерживаться выбранных медицинских профилей и развивать теорию и практику оказания медицинской помощи по ним. В противном случае нивелируется конкурентное преимущество, основанное на опыте работы с лицами, имеющими определённые заболевания.
Актуальным остаётся вопрос обеспечения безопасного пребывания населения на санаторно-курортном лечении и оздоровлении.
В соответствии с поручениями Главы государства и Правительства центром организовано проведение профилактического мониторинга, результаты которого свидетельствуют, что в 2019 году система санаторно-курортного лечения и оздоровления населения функционировала в режиме санитарно-эпидемиологического благополучия и пожарной безопасности. 
Приняты исчерпывающие меры по обеспечению оказания надлежащей медицинской помощи нуждающимся в ней лицам, особенно – детям. Все внесённые членами рабочих групп по профилактическому мониторингу замечания и предложения незамедлительно устранялись и реализовывались. В целях обеспечения безопасного пребывания населения на санаторно-курортном лечении и оздоровлении профилактический мониторинг будет продолжен в 2020 году.
Собственниками и руководителями здравниц проведена значительная работа по повышению качества санаторно-курортных и оздоровительных услуг. Но от населения всё ещё поступают замечания по работе отдельных здравниц – на условия проживания, качество питания, вежливость и внимательность персонала.
Поэтому руководителям санаторно-курортных и оздоровительных организаций следует незамедлительно принимать во внимание и реализовывать рациональные замечания и предложения лиц, пребывающих на санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Обеспечение качественного взаимодействия с потребителями является одной из основных составляющих формирования положительного имиджа наших здравниц на внутреннем и внешних туристических рынках, а также способствует продвижению бренда «санатории Беларуси». 
В 2019 году обеспечено стабильное функционирование системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения. В полном объеме выполнены задачи по предоставлению населению государственных социальных льгот, достигнуты основные прогнозные показатели деятельности здравниц.