Об итогах работы по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения за 2018 год и основные задачи на 2019 год

15-Февраля-2019
Развитие системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения является важной составной частью государственной социально-экономической политики Республики Беларусь.
На протяжении последних лет и в 2018 году обеспечена стабильная работа санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики. Их среднегодовая заполняемость составляет около 80 процентов.
Центром координируется деятельность по вопросам развития сети санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики.
В настоящее время в республике функционируют 309 аттестованных санаторно-курортных и оздоровительных организаций на 66 тыс. мест, из них: 106 санаторно-курортных на 28 тыс. мест и 203 оздоровительные на 38 тыс. мест.
Функционирующий коечный фонд позволяет ежегодно обеспечивать санаторно-курортным лечением и оздоровлением около 1 млн. 300 тыс. человек.
В 2018 году в республике прошли санаторно-курортное лечение и оздоровление 1 млн. 361 тыс. человек, из них: за счет государственных средств – более 783 тыс. человек; за счет средств юридических и физических лиц – более 578 тыс. человек.
На эти цели было использовано более 610 млн. рублей, из них:
- более 195 млн. рублей государственных средств; более 415 млн. рублей средств юридических и физических лиц.
Приоритетным направлением работы Центра является обеспечение санаторно-курортного лечения и оздоровления детей в возрасте от 3 до 18 лет.
Обеспечение приоритета интересов детей является одним из условий устойчивого развития и будущего Беларуси. Ежегодно около 80 процентов от общей суммы выделенных Центру средств направляется на реализацию льгот по санаторно-курортному лечению и оздоровлению детей. В результате около 50 процентов детского населения республики в возрасте от 3 до 18 лет обеспечивается бесплатными и удешевлёнными путёвками.
В 2018 году за счет государственных средств санаторно-курортным лечением и оздоровлением были обеспечены 708 тыс. детей, что на 25 тыс. 400 детей больше, чем в 2017 году.
Важнейшее место в государственной социальной политике отводится проблемам здоровья населения, пострадавшего от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Всего в 2018 году на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС из средств республиканского бюджета было выделено более 86 млн. рублей.
Особое внимание Правительством и Центром уделяется организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, проживающих и обучающихся на загрязненных радионуклидами территориях республики.
Предоставление этой категории детей ежегодного бесплатного санаторно-курортного лечения и оздоровления – одна из наиболее значимых и действенных мер по снижению негативного влияния последствий Чернобыльской катастрофы на их здоровье: в 2018 году прошли лечение и оздоровление 87 тыс. 500 таких детей (в 2017 году – 87,1 тыс. детей).
Следует отметить, что начиная с 2002 года, Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с Центром за счёт средств бюджета Союзного государства реализуются мероприятия по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Благодаря сотрудничеству с Союзным государством дети, проживающие и обучающиеся на загрязненных радионуклидами территориях, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и оздоровлением в здравницах Беларуси и России.
За период с 2003 по 2018 год за счет средств бюджета Союзного государства обеспечены санаторно-курортным лечением и оздоровлением 6 тыс. 576 белорусских детей, проживающих на загрязненных территориях.
В целях профилактики заболеваемости детского населения республики большое внимание уделяется оздоровлению детей в лагерях различных типов. Потребность в летнем оздоровлении всех нуждающихся и желающих отдохнуть детей удовлетворяется Центром в полном объёме.
Эффективное и рациональное использование выделенного финансирования позволили в 2018 году увеличить по сравнению с 2017 годом численность обеспеченных летним оздоровлением детей республики почти на 13 тысяч человек.
Всего летом 2018 года было оздоровлено 380 тыс. 900 детей, что составило 101 процент от плана. В 2018 году охват летним оздоровлением детей от общей численности детей составил – 38,8 процента (в 2017 году – 32 процента).
Наибольший охват летним оздоровлением обеспечен в Гродненской (54 %), Витебской (40,1 %) и Брестской (34,2 %) областях.
В период летней оздоровительной кампании по-прежнему в центре внимания находились дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: оздоровлено более 4 тыс. детей-инвалидов и около 14 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Охват оздоровлением этой категории детей не снижается из года в год.
Летом 2018 года было обеспечено круглосуточное медицинское сопровождение пребывавших на оздоровлении в лагерях детей-инвалидов, включая консультации узких специалистов и оказание им всех необходимых медицинских услуг.
Выполнено поручение Правительства по обеспечению максимального охвата всеми формами оздоровления и занятости детей, находящихся в социально-опасном положении, в том числе – состоящих на профилактическом учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних: охвачено 98,2 процента таких детей.
Летом 2018 года функционировало 6 303 оздоровительных лагеря, из них: 1 637 – с круглосуточным пребыванием и 4 666 – с дневным.
Решение задач по сохранению материально-технической базы лагерей находится на постоянном контроле Президента, Правительства и Центра.
В 2018 году должное внимание было уделено укреплению материально-технической базы лагерей. На подготовку лагерей к летней оздоровительной кампании направлялись консолидированные средства собственников, местных бюджетов, государственного социального страхования, профсоюзов и средства, заработанные на республиканском субботнике – всего было использовано около 11 млн. рублей.
Эффективное взаимодействие Центра со всеми заинтересованными позволило остановить негативную тенденцию массового закрытия стационарных оздоровительных лагерей: в 2018 году, как и годом ранее, функционировало 146 оздоровительных лагерей.
Социальная поддержка ветеранов войны также одна из приоритетных задач государственной социальной политики. Это определяется их особым социальным статусом, заслугами перед Отечеством, неоценимым вкладом в развитие нравственных ценностей, народных и семейных традиций, преемственности поколений.
Все обратившиеся в Центр имеющие медицинские показания инвалиды и участники Великой Отечественной войны из года в год обеспечиваются путёвками в санатории с учётом их пожеланий: в 2018 году санаторно-курортным лечением были обеспечены 372 инвалида и участника Великой Отечественной войны, 48 из них – за счет средств бюджета Союзного государства.
Учитывая ограниченные физические возможности инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, неработающих инвалидов I-II группы, требуется обеспечение особого подхода к организации их лечения и соответствующего материально-технического оснащения здравниц.
Следует отметить, что работа по созданию условий безбарьерной среды здравницами ведётся недостаточно активно.
Хотя в соответствии с Государственной программой о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы в здравницах республики должны быть созданы места для инвалидов и других категорий физически-ослабленных лиц, в количестве не менее 5 % от общей коечной мощности.
В 2018 году было создано только 29 таких места, при этом общее количество мест для инвалидов и других категорий физически-ослабленных лиц в здравницах республики составляет 446, или около 1 % от коечной мощности.
Обеспечение конкурентоспособности системы санаторно-курортного лечения и оздоровления республики и одновременной доступности её услуг для широких слоёв населения невозможно без проведения постоянной планомерной работы по укреплению материально-технической базы здравниц.
Инфраструктура санаторно-курортных и оздоровительных организаций постоянно является объектом инвестиционной деятельности: в 2018 году на укрепление их материально-технической базы было использовано 65 млн. рублей, в том числе более 42 млн. рублей средств собственников.
Сегодня необходимо отметить санаторно-курортные организации, которыми в 2018 году использованы наибольшие объемы финансовых средств на укрепление и развитие материально-технической базы:
ДРОЦем «Свитанак» освоено 6,1 млн. рублей (на строительство спортивного зала, реконструкцию котельной, приобретение медицинского оборудования, инвентаря и др.);
санаторием «Спутник» освоено 5,5 млн. рублей (на строительство и введение в эксплуатацию нового спортивного бассейна, кабинета баротерапии, обновление медицинского оборудования, проведение ремонта корпусов и номерного фонда);
санаторием «Озерный» освоено 4,7 млн. рублей (на реконструкцию Святского дворца с созданием оздоровительного туристического комплекса с медицинскими услугами и спа-ценром);
санаторием «Радон» освоено 4,3 млн. рублей (на проведение реконструкции лечебницы, закупку нового оборудования и инвентаря)
санаторием «Приозерный» освоено 3,6 млн. рублей (на реконструкцию корпуса «Приозерный», приобретение нового медицинского и технологического оборудования, благоустройство территории с обновлением ландшафтного дизайна);
санаторием «Юность» освоено 3,1 млн. рублей (на проведение ремонта номерного фонда корпуса «Морской», благоустройство территории с прилегающей подъездной дорогой).
Наибольший объём средств на укрепление материально-технической базы санаторно-курортных организаций из расчёта на одно койко-место в 2018 году использован в Гродненской, Минской и Брестской областях –
4 тыс. 100 руб.,3 тыс. 130 руб. и 3 тыс. 120 руб. соответственно.
Благодаря развитию и совершенствованию материально-технической базы здравниц, внедрению новых технологий курортной терапии, совершенствованию сервиса, а также повышению эффективности использования природных лечебных факторов в 2018 году отмечается значительное увеличение показателей деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций республики по сравнению с 2017 годом.
Так, по итогам 2018 года выручка от реализации услуг юридическим и физическим лицам увеличилась на 21,4 процента и составила 415 млн. 500 тыс. рублей. Численность лиц, оздоровленных за счёт собственных средств, увеличилась на 48 тыс. 900 человек и составила 578 тыс. 100 человек.
Наибольший объём выручки от реализации услуг юридическим и физическим лицам из расчёта на одно койко-место в 2018 году получен организациями Гродненской (13 тыс. 500 рублей), Минской (9 тыс. 700 рублей) и Витебской (9 тыс. 600 рублей) областей.
Обеспечено увеличение доходов от экспорта услуг. В 2018 году выручка от реализации услуг иностранным гражданам здравницами республики увеличилась по сравнению с 2017 годом на 13,2 процента и составила более 193 млн. рублей. Численность оздоровленных граждан стран ближнего и дальнего зарубежья увеличилась на 24 тыс. человек и составила более 232 тыс. человек.
Наибольший объём выручки от экспорта услуг из расчёта на одно койко-место в 2018 году получен санаторно-курортными и оздоровительными организациями Гродненской (8 тыс. 300 рублей), Витебской (7 тыс. 800 рублей) и Минской (5 тыс. 200 рублей) областей.
Темп роста выручки от экспорта услуг санаторно-курортными и оздоровительными организациями по сравнению с 2017 годом в разрезе регионов составил: Могилевская область – 120,4 %, Минская – 118,5 %, Витебская – 111,5 %, Гомельская – 110,4 %, Брестская – 110,3 %, Гродненская – 107,8 %.
Благодаря повышению качества и расширению перечня оказываемых услуг, внедрению новых форм обслуживания, оптимальному уровню цен в 2018 году здравницами республики было реализовано дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки на сумму более 105 млн. рублей, что на 57,5 процента больше, чем в 2017 году. В том числе выручка от реализации дополнительных платных медицинских услуг выросла на 19,4 процента и составила более 40 млн. рублей.
Темп роста выручки от реализации дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки санаторно-курортными и оздоровительными организациями по сравнению с 2017 годом в разрезе регионов составил: Гродненская область – 128,7 %, Витебская – 120,8 %, Минская – 119,0 %, Брестская – 119,0 %, Гомельская – 114,9 %, Могилевская – 114,2 %.
Более 29 процентов дополнительных платных услуг были реализованы иностранным гражданам (более 70 процентов – гражданам Республики Беларусь).
Цены на услуги санаторно-курортных и оздоровительных организаций (за исключением цен на путевки в оздоровительные лагеря) государством не регулируются, а самостоятельно формируются здравницами с учетом конъюнктуры рынка, воздействия спроса и предложения, комфортности условий проживания, фактических затрат на оказание услуг и уровня рентабельности организаций.
Средняя стоимость 1 койко-дня по путевкам, приобретенным Центром за счет государственных средств на 2018 год, для детского и взрослого населения составила 34 рубля 21 копейку.
Средняя стоимость 1 койко-дня пребывания по путевкам, самостоятельно реализуемым здравницами юридическим и физическим лицам, с размещением в двухместном однокомнатном номере, в 2018 году составила 53 рубля 32 копейки. Центром и санаторно-курортными организациями была выполнена поставленная Правительством задача и в 2018 году не допущен необоснованный прирост цен на оказываемые санаторно-оздоровительные услуги.
На сегодняшний день имеющаяся нормативно-правовая база в целом позволяет организовывать в Республике Беларусь качественное и эффективное санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, однако развитие и совершенствование системы требует проведения постоянной планомерной работы по актуализации нормативных правовых актов.
В течение 2018 года Центром было разработано и согласовано более 44 проектов нормативных правовых актов.
Таким образом, в 2018 году обеспечено стабильное функционирование системы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения. В полном объеме выполнены задачи по обеспечению гарантированных государством социальных льгот и прав населения, поставленные Правительством.
Созданная система санаторно-курортного лечения и оздоровления населения соответствует своему назначению по обеспечению социальных гарантий населению, сохранению и укреплению здоровья наших граждан.